Зверяка Евгения Александровна
01.09.2015
Лепка удивительный творческий процесс. Этому занятию с удовольствием посвящают время люди разного возраста. Для взрослых – это просто приятное хобби, а для детей занятия лепкой несут большое развивающее значение. В процессе лепки поделок малыши работают ладошками и пальчиками, улучшают мелкую моторику, память, воображение, пространственное мышление. Учатся пониманию формы, пропорции и симметрии.
Малыши шести лет уже имеют опыт работы с различными пластичными материалами, такими как глина, пластилин или тесто. Обладают знаниями о базовых методах лепки. Их жизненный опыт увеличился, а, следовательно, и поделки стали разнообразнее. Мышцы рук окрепли, внимание стало более устойчивым, произошли улучшение памяти и развитие воображения. Малыши уже умеют представлять себе объект, а потом создавать его. Зрительный контроль у малышей улучшился, и движения в работе стали точнее.
При этом, создавая поделки, детки не всегда следят за эстетикой изображений. Углубления, при оттягивании маленьких деталей поделки малыши не исправляют, довольствуясь внешними показателями сходства – головка круглая, ножки толстыми колбасками. За время, которое понадобилось бы на исправление погрешностей, малыши лепят еще какую-нибудь поделку, например, блюдечко молока для уже готовой кошки.
У шестилетних малышей больше сформированных зрительных образов, чем у детей средней группы, поэтому их поделки гораздо чаще изображают динамику. Но это не продумывается заранее, а просто получается позже, в следствии механического изменения расположения ножек или лапок у животных и человечков. К примеру, малыш сделал собачку из пластилина и сильнее расставил лапки, чем нужно. Этот образ напомнил ему собачку, которая бежит, тогда кроха сильнее расставляет лапки собачке и говорит педагогу, что собачка бежит играть.
Задачи продолжают начатое в средней группе. Они поставлены научить ребенка во время создания поделки выявлять характерную форму, пропорции, детали и строение объекта, то как он выглядит в движении. Новые способы и методы лепки направлены передать изображение формы объекта лепки, как можно точнее.
Как всегда, первые занятия направлены на изображение уже известных предметов, из одного кусочка и из отдельно слепленных деталей. Акцент работы идет на работу пальцев.
Чтобы передать характерность форм как можно точнее, малышам необходимо слепить несколько предметов. Это могут быть разные по форме овощи, к примеру, морковка и свекла. Детки уже знакомы с их формами и все внимание будет направлено на передачу характерных особенностей и деталей. Общие очертания малыши лепят ладошками, а характер формы передают с помощью пальчиков и стеки.
Всю осень детки создают человечков и животных, как из целого кусочка, так и из отдельных деталей. Для первого варианта можно выбрать народную игрушку – петушка, свистульку или куколку. В процессе лепки уточняются формы и пропорции. Вот куколка, головка у нее маленькая, а тело похоже на конус и ручки колбаски. Модели народной игрушки учат лаконичности в изображении, а также декорированию налепами и росписью, а также служат первыми уроками лепки с натуры. Малыши в этот период закрепляют уже имеющиеся знания и получают некоторые новые, для более интересных проектов.
В зимние месяцы малышей учат передаче таких признаков предмета, как длинные и кроткие, толстые и тонкие, установки фигурки вертикально, соблюдению пропорциональности частей, плотного прикрепления деталей и сглаживания мест соединения. Закрепив, знания, полученные ранее, можно переходить к новому в лепке – фигурки, стоящие на ногах. Эта работа гораздо сложнее, чем поделка на подставке, следует обратить внимание малышей, что ножки у фигурки должны быть толстые и плотные. Детки могут слепить человечка в зимней одежке. Головка и тельце лепятся из одного кусочка, а потом прикрепляются ручки и ножки, плотно примазав места соединения. Необходимо также обратить внимание на детали. Можно надеть человечку на голову шапочку, сделать меховой воротничок из нескольких пластилиновых колбасок. Фигурки в динамике приветствуются. Пусть фигурка человечка в шапочке скатает снежный ком для снеговичка.
В уроки зимних месяцев включены создание зверушек и постепенная подготовка к лепке сюжета из нескольких фигурок. Сначала крохи лепят одну кошечку, а позже к ней присоединятся котята.
Детки в возрасте 5 – 6 лет уже многое умеют, поэтому требования к точности форм и пропорциональности элементов повышаются, и продолжаются занятие по лепке над передачей движения.
Маленькие детальки налепляются на основу, либо оттягиваются из нее. Вот петушок. Его бородку можно оттянуть из массы головы, а хвостик, крылышки и гребешок слепить отдельно и прилепить к телу.
Малыши шести лет уже могут лепить посуду. На уроках преподаватель предлагает слепить посудинку из целого кусочка глины или пластилина, используя мотивы народных керамических изделий. Больше внимания уделяется красивому оформлению краев и декору. Так же малыши могут лепить бусы, разные блюдца или подносы.
Весной в третьем квартале темой для лепки становятся движущиеся, динамичные фигурки, например сюжеты из сказок.
Детки обучаются новому методу лепки посуды. К лепешке-донышку прикрепляется лента, расплющенная из цилиндра. Может получиться чашка или стакан.
В летние месяцы малыши закрепляют уже изученные методы лепки, делают поделки, которые потом можно использовать для игры. Можно слепить курочек и цыплят, человечков или персонажей известных сказок. Задания иногда задает педагог, а иногда детки выбирают тему сюжет самостоятельно.
В занятиях лепкой пяти- и шестилетних деток активно используется создание поделки с натуры. Для малышей это сложно, ведь свою поделку необходимо постоянно сравнивать с образцом. Для такой работы необходимо предварительно очень внимательно ознакомиться с объектом лепки. Малышей лучше расположить небольшими группами по 3 – 4 человека и на все столы положить или поставить объект лепки для ознакомления и подробного изучения.
Преподаватель рассказывает и демонстрирует пропорциональность и формы отдельных деталей объекта, после этого спрашивает малышей, концентрируя их внимание на характерные особенности объекта и способы их передачи в лепке. Если детки испытывают затруднения, то педагог показывает необходимые методы и способы лепки, и малыши начинают лепить.
Главная задача лепки – развитие самостоятельности в создании образа, увиденного раньше и творческого подхода к уже знакомым методам лепки.
Преподаватель наблюдает с малышами за живыми объектами лепки (разные зверушки), читает им литературу с картинками, они рассматривают маленькие скульптуры или игрушки и поделки народных промыслов. Все это предлагается детям с тем, чтобы они в дальнейшем могли слепить поделку по выбранной теме. Есть сказка про Колобка, деткам надо хорошо запомнить зверушек, которых встречал Колобок, чтобы потом их слепить. В сюжетной лепке используются предметы, которые уже знакомы малышам, поэтому объяснять, как лепить их не требуется. Предварительная подготовка будет заключаться в рассматривании предмета или чтении сказки о нем. Внимание малышей обращается на форму объекта лепки.
При обсуждении в начале урока педагог уточняет расположение фигурок в композиции. Вот кошка с котятами. Вот подставка, как располагаются котята и кошка на ней. Оригинальные и интересные сюжеты необходимо поощрять. В ходе урока преподаватель внимательно наблюдает за тем, как детки передают форму предмета, пропорции и вся композиция в целом. Вопросами педагог направляет малышей, если они затрудняются. Вот котята, что они делают? Как расположить котят, чтобы стало понятно, что они играют. Можно показать иллюстрацию.
Для поддержания интереса и хорошего настроения преподаватель может рассказать стихотворение или сказку. Произведения должны демонстрировать яркие особенности предмета лепки (по форме и пропорциям) в краткой и лаконичной форме.
Анализ работы в конце урока особенно важен для малышей старшей группы. Он проходит в виде беседы. Педагог спрашивает о форме и пропорциях предметов, которые слепили, какие методы были использованы и т.д., если поделку создавали по представлению. Если лепили с натуры, то преподаватель концентрирует внимание деток на изображение формы и соблюдение пропорций, предлагает сравнить поделку с натурой.
Поделки по замыслу малышей оцениваются следующим образом: сперва замысел, затем форма и пропорции, динамика и способы лепки.
Зверяка Евгения Александровна
01.09.2015
Давайте обсудим "Лепка с малышами старшей группы." в технике лепка в старшей группе