Тарасенко Снежана Анатольевна
20.06.2015
Нетрадиционные техники рисования для детей 2 – 3 лет – это прекрасный способ привить ребенку любовь к рисованию, искусству. Научить его творчески подходить к восприятию мира и изображению тех или иных предметов на бумаге. Данные техники позволяют малышу быстро и легко в игровой форме освоить рисование и получить новые знания.
Именно в столь юном возрасте дети начинают воспринимать мир с эстетической точки зрения. У них формируется впечатление о форме предметов, сенсорных и выразительных признаках различных явлений и живых объектов. И, конечно же, им понадобится помощь взрослых, людей, которые с ними проводят слишком много времени, – родителей, воспитателей.
Не секрет, что лучшей формой обучения ребенка любому занятию или же подачи ему новой информации является игровая форма. Это относится и к рисованию. Ведь именно изображая понравившийся предмет или объект, ребенок и учится познавать мир. Все детки без исключения начинают рисовать очень рано. В этом возрасте они еще не задумываются над тем, правильно ли они это делают, а просто фантазируют и творят себе в удовольствие. Задачей взрослых является поддержать их порыв, постараться сохранить интерес к изобразительному искусству, не допустить появление страха сделать что-то не так, который, в более старшем возрасте, может привести к тому, что ребенок просто перестанет рисовать.
Во избежание столь нежелательного эффекта ребенку, особенно в этом возрасте, ни в коем случае нельзя навязывать общепринятые стереотипы, исключая, тем самым, возможность его самовыражения. Именно с этой целью в младших группах детского сада и применяют нетрадиционные техники рисования.
Что можно применить с детьми 2 – 3 лет на занятиях по рисованию
Нетрадиционные техники рисования для детей 2 – 3 лет – это самые простые способы изображения предметов или объектов при помощи различных материалов. Сюда относятся:
Рассмотрим каждый отдельный метод более подробно.
Рисование ладошками
Для такого рисования нужны только широкие емкости с гуашью разных цветов, бумага и салфетки, чтобы вытирать ручки. Деткам более старшего возраста понадобится еще и кисть, но малышам она не нужна. Ребенок просто опускает ладошку в емкость с понравившимся цветом краски и затем оставляет отпечаток на бумаге. при подсказке взрослого может получиться фантастическое существо, зверь или цветок. Все зависит от того, в каком порядке будут находится на бумаге отпечатки.
Рисование пальчиками
Принцип действия такой же, как и в предыдущем случае, только ребенок оставляет отпечатки пальчиков. Это могут быть точки, линии, пятнышки. Таким образом можно нарисовать практически любое изображение. Для деток процесс является очень интересным и они с удовольствием приступают к работе.
Отпечатки листьями или печаткой
Для данной техники понадобятся листья различных деревьев (в идеале использовать опавшие) или же печатки, которые можно сделать с донышек или крышек пластиковых бутылок или крышек и других подручных средств. Также нужна плотная бумага и широкие емкости с гуашью. Принцип работы тот же, что и в предыдущих двух случаях – отпечаток на бумаге. Только теперь в гуашь макается лист или печатка, а затем ими оставляют следы на бумаге. У малышей этот способ вызывает огромный интерес.
Тычок жесткой кисточкой
Для работы нужна жесткая кисточка, гуашь и бумага (цвет и фактура не имеют значения). Суть заключается в том, что ребенок сухую кисть сначала обмакивает в гуашь, а потом, держа кисть в вертикальном положении, ударяет ею по листку бумаги, получая при этом интересный отпечаток. Такой вариант прекрасно подходит для рисования пушистых или колючих животных, например.
Пластилинография
Пластилинография – это использование цветного пластилина вместо красок. Лучше взять очень мягкий материал, который легко разминается и которому ребенок сможет без труда придать нужную форму. Пластилином заполняется рисунок вместо того, чтобы его окрасить красками. очень интересный подход, способствующий научить ребенка не только рисовать, но и работать с этим уникальным материалом. В итоге получается необычный красочный рисунок.
Но есть еще один вариант, который не может не заинтересовать малыша и отлично подойдет для совместного творчества его с родителями или воспитателями. Это использование сразу нескольких техник нетрадиционного рисования в одном рисунке. Такая работа позволит ребенку не только создать прекрасную картинку собственными руками, но и познакомиться с несколькими способами изобразительного искусства.
Рассмотрим данный способ рисования на примере картины «Осенний лес». Работа включает в себя несколько этапов.
Первый шаг – пластилинография.
При помощи пластилина закрашивается полянка. Это делается при помощи небольших кусочков пластилина, которые ребенок размазывает по бумаге пальчиком. Таким же образом окрашиваются елки и стволы других деревьев.
Второй шаг – тычок кистью.
Этим способом окрашиваются кроны деревьев в разные цвета – красный, желтый, оранжевый. Трава рисуется тоже при помощи тычка жесткой кисти.
Третий шаг – рисование пальчиками.
Пальчиками малыш нарисует небо, тучки, дождик и лужицы на полянке.
К общей картине можно добавить и элементы декора, такие как сухие листочки или бусинки. Также картинку можно поместить в красивую рамочку.
Такой творческий процесс обязательно понравится ребенку и он захочет продолжить свои эксперименты.
Тарасенко Снежана Анатольевна
20.06.2015
карлыгаш