Зверяка Евгения Александровна
09.09.2015
Такое хобби как лепка появилось на свет очень давно. Изначально лепить из глины разнообразную посуду и другие предметы обихода было не развлечением, а необходимостью. Но сейчас, когда появились разнообразные пластичные материалы, лепка превращается в приятное рукоделие. Полимерная глина, тесто, пластилин, кулинарная мастика или марципан, даже гипс служат для создания красивых и оригинальных поделок. Этим увлечением занимаются и взрослые, и дети. Для малышей занятия лепкой имеют еще и огромное значение для их разностороннего развития. Улучшается мелкая моторика, развивается память, увеличивается словарный запас. Малыши учатся терпению, усидчивости, принимать нестандартные решения и творчески мыслить. Первые занятия по лепке поделок начинаются уже в возрасте 3 – 4 лет.
В сравнении с поделками младших групп, шестилетние малыши создают поделки с большей выразительностью и разнообразием, благодаря тому, что их информационный запас образов увеличился. Больше развилась и окрепла мускулатура кистей ручек и пальчиков, развилась речь и мыслительные процессы. Наблюдая за предметами, маленький человечек полнее воспринимает их форму. Улучшается ориентированность в пространстве, малыш уже лучше понимает, как расположить поделки относительно друг друга. Все эти изменения влияют на изобразительную деятельность. Детки хотят передать форму предмета точнее, соблюсти пропорции, их увлекает создание дополнительных деталей, которые будут дополнять конечный образ.
У малышей уже есть понимание того, что ручки и ножки фигурок можно не только двигать для имитации шагов, они уже умеют их сгибать. Это придает поделкам большую выразительность. Детки понимают, как должен располагаться объект лепки и сразу определяют его основную часть. Вот бежит зайка, он удирает от лисы. Малыш сразу правильно определит верное расположение кусочка материала лепки для бегущего зайчика.
Все чаще на занятиях используется вытягивание деталей из одного целого кусочка и стека.
Конечно же малыши в шестилетнем возрасте уже лучше передают характерные особенности формы предметов, однако им еще сложно отображать отдельные детали, и они их неосознанно отбрасывают. Передача характерных особенностей формы и строения все еще выглядит обобщенной. Голова для них – это шар, туловище – овал.
Поэтому задачи, стоящие перед педагогами, и программа обучения в подготовительной группе гораздо более сложные и наполненные. Малышам необходимо овладевать дополнительными техническими приемами изображения, обучиться визуально и мускульно воспринимать форму объекта.
Шестилетние детки знают несколько методов работы с материалами, но основным должен стать способ лепки из одного кусочка – пластический. Вместе с этим, зная о том, как лепить объемные предметы (шарики, конусы, цилиндрики), малышам необходимо самим определить первоначальную форму для изображения поделки. Воспитатели и преподаватели способствуют развитию творческой инициативы, предоставляют право выбрать тему малышам, а также то, какими средствами и способами они будут делать поделку. Всю программу для удобства лучше разделить по кварталам.
Осенью главной задачей остается обучение малышей лепке характерной формы предмета. Как и всегда сначала детки вспоминают прошлые уроки – лепят овощи. При этом задачи будут усложняться – необходимо слепить несколько однородных предметов, отличающихся по форме. Вот яблоко. Оно бывает более вытянутым или наоборот, округлым. Или это могут быть различные по форме огурцы. Можно сложить все детские поделки в одну корзинку, составив общую композицию. Когда пройдет несколько уроков, то малыши смогут создать индивидуальные композиции. Яркие краски пластилина или теста будут дополнительными выразительными средствами.
Детки должны научиться лепить поделки ориентируясь на модели, изображающие действие. Вот петушок поднял головку, а вот котенок, который играет с клубочком. Рассматривая модель, малыш должен понимать направление формы и устанавливать базовую часть (например, туловище котенка) в положение, в котором находится модель.
Лепка по представлению животных. В этом случае малышам необходимо четко представлять характер формы основной детали и особенные детали, отличающие эту зверушку от других. Чем отличается большая овчарка от маленькой и пушистой болонки, петушок от курочки. Лепка без конкретной поставленной перед глазами модели позволяет фантазировать при изображении положения частей объекта, его действий или фактуры. Малыши свободно могут использовать различные приемы и методы работы. Вытянуть из одного кусочка, собрать поделку по деталям, использовать стеку для передачи рельефности и фактурности или применить методы налепа. Так же детки свободны в выборе положения поделки. Вот кошечка, она может свернуться в клубочек, сидеть, опираясь на передние лапки и поджав задние, играть с клубочком, охотиться за мышкой. Изготавливая поделку по памяти, детки освежают воспоминания о строении зверушек, полученных из обычных наблюдений в жизни и при создании поделки с натуры.
Для успешно созданной поделки очень важно то, насколько хорошо соединены ее детали. Малыши учатся не только примазывать одну к другой, но проделывать отверстия или углубления в одной и вставлять туда другую. Так же детки продолжают учиться устанавливать фигурки на ножки в вертикальном положении и лепить человечков.
Как правило, лепка проводится с натуры. В роли модели выступает кукла. Малыши разбирают ее пропорции, например, сколько раз размер головы поместиться по длине всего туловища. Так же детки могут лепить различных персонажей сказок и мультфильмов, как с моделями, так и воспоминаниям, и воображению. Преподаватели предлагают слепить фигурки людей в динамике, например, идущего в школу малыша, самого доброго или самого злого персонажа любимого произведения. Такие задания развивают фантазию, воображение и способствую закреплению выученных ранее методов и способов работы с пластичными материалами. Вот персонаж мультфильма «Гадкий Я» - Крю. У него длинный острый нос. Или милый и смешной миньон. Малыши с удовольствием слепят такие его детали, как очки.
Зимой продолжаются уроки лепки пластичным методом. Малыши тренируются в создании композиций из нескольких (2 – 3) фигурок. Преподаватель показывает малышам, как использовать дополнительные точки опоры для фигурок, стоящих на ногах. Вот девочка, она лепит снеговичка. Фигурку можно поставить на ножки и сделать снежный ком третьей точкой опоры.
Продолжается также изучение методов лепки посуды. К уже известному, с помощью колбасок, сложенных кольцом, прибавляется метод, когда малыш вынимает с помощью стеки из кусочка глины немного материала, создавая углубление. В одной ручке нужно держать цилиндр или шарик из пластилина, а второй с помощью стеки делать углубление. Получится может чашечка, вазочка или горшочек.
Весной предпочтение отдается лепке по памяти и фантазии, лишь изредка разбавляя ее лепкой с натуры (чаще всего картинки). Темой лепки может быть зоопарк. Для лепки зверушек малышам необходим большой запас зрительных образов. На помощь так же можно предложить деткам игрушки жирафа, бегемотика или медвежонка. Создавая эти поделки, малыши самостоятельно принимают решения о способе лепки или положении зверушки. Вот слоник. Его голову и хобот можно слепить из одного кусочка пластичным методом, а потом слепить туловище и остальные детали и примазать их.
В последнем квартале малыши закрепляют полученные знания.
В подготовительной группе занятия могут быть предметными, сюжетными и декоративными. Темы для любой из них могут быть выбраны преподавателем или малышами самостоятельно. Первые два варианта лепки знаком малыша лучше всего.
Во все занятия следует включать игровой момент. Можно, например, рассказать малышам сюжет о гончарном деле, тогда детки с удовольствием поиграют в гончаров, они могут наделать много разной посуды и устроить ярмарку.
Декоративная лепка подразумевает создание поделок для украшения или, например, открыток в подарок любимой маме или может быть симпатичной шестилетней леди от такого же шестилетнего джентльмена. Для такой открытки понадобится предварительный рисунок-эскиз. А затем уже на него налепляются детали. Это могут быть цветочки, солнышко, в общем все что подскажет фантазия малышей.
Важную развивающую роль играет рабочее место. Раньше его для малышей готовили преподаватели. Они рассаживали деток на места, давали им инструменты и пластилин (глину и т.д.) в подготовительной группе маленький человечек самостоятельно выбирает для себя инструменты для работы и количество пластичного материала.
Зверяка Евгения Александровна
09.09.2015
Давайте обсудим "Лепка в подготовительной группе детского сада" в технике лепка в подготовительной группе