Тарасенко Снежана Анатольевна
30.06.2015
Различные техники нетрадиционного рисования, используемые в старшей группе детского сада, являются одним из способов научить детей рисовать, познакомиться с живописью, проявить себя и свои способности. Разнообразие способов передать свой внутренний мир и свое видение окружающей среды, привычных для ребенка предметов и объектов позволяет ему полностью раскрыться, не боясь сделать что-то не так, а также получить новые навыки и знания.
Перед воспитателями детского сада стоит сложная задача – познакомить детей с многообразием внешнего мира и научить их самостоятельно передавать свои чувства и эмоции посредством красок и бумаги. Одним из наиболее действенных способов является использование нетрадиционных техник рисования. Этому методу в дошкольных учреждениях уделяется очень много времени и внимания. Он применим для всех возрастных категорий. Разница состоит только в сложности техник. Таким образом, в младших группах деткам предлагают рисовать самыми простыми способами, в старшей же группе ребята переходят к более сложным вариантам, требующим больше навыков и умения.
Преимущества нетрадиционного рисования в старших группах
Не у всех детей есть уникальные способности к рисованию и поэтому, чтобы научить ребенка передавать свои чувства, ощущения и восприятие всего окружающего посредствам красок, карандашей и бумаги, часто обычного набора для творчества недостаточно. В таких случаях на выручку приходят именно нетрадиционные техники рисования.
Альтернативные способы имеют ряд важных преимуществ:
Нетрадиционный подход к обучению является одним из важных этапов подготовки детей старших групп к школе. Развивается моторика пальчиков, индивидуальность, улучшается интеллектуальное развитие, корректируется психическое состояние. Все эти качества обязательно пригодятся деткам в процессе их взросления и становления как личности.
Какие нетрадиционные техники можно использовать для детей в старших группах
В этом возрасте детки уже знакомы с многими простыми техниками, поэтому пришло время немного усложнить задачу и закрепить уже полученные ранее навыки. Ребятам предлагаются многие способы изображения предметов и объектов, среди которых:
Рассмотрим несколько наиболее основных и интересных техник нетрадиционного рисования, используемых в старших группах дошкольных учреждений.
Рисование руками
Здесь подразумевается рисование при помощи пальчиков, ладошки, кулака. Пальцы дети используют вместо кисточки, проводя различные линии или рисуя фигуры. Окрашенная краской ладошка, на пальцы можно нанести разные цвета, позволяет оставить интересные отпечатки на бумаге. В дальнейшем им дети придают определенную форму, например, дорисовывают голову или ноги, глазки, ушки, плавники и т. д. Таким способом можно нарисовать как самый простой цветок или дерево, так и различных животных, птиц или рыб. Чтобы изображение получилось красивым и ярким, детям нужно выполнять руками различные движения, такие как примакивание, прихлопывание, размазывание и так далее.
Рисование при помощи печаток
Очень интересным вариантом для проявления своего творческого потенциала является рисование при помощи печаток, которые изготовить можно с чего угодно: овощей, пробок, донышек бутылок или интересных баночек, катушки из-под швейных ниток и так далее. В изготовлении печатей детям помогают взрослые, показывая как правильно это сделать.
Для работы потребуются подушечки для печати, пропитанные разными цветами гуаши и бумага. Печать придавливается к подушечке, а затем оставляется ее отпечаток на подготовленном листе бумаги. Воспользовавшись этим способом, ребенок может создать замечательный рисунок, любое изображение, достаточно необычное и интересное.
Кляксография
Методика кляксография очень важна для активации развития воображения детей данной возрастной группы, способности сделать из ничего что-то. Суть рисования заключается в том, что ребенок ставит кляксу при помощи кисти, пластиковой ложки и т. д. на одну половину листа (можно поставить сразу несколько небольших клякс разных цветов). После этого бумага сворачивается вдвое и снова разворачивается. Получается необычный рисунок. В дальнейшем, дети, фантазируя, придают ему узнаваемый вид при помощи, например, фломастеров или карандашей, дорисовывая детали.
Разбрызгивание
Разбрызгивание – это очень простой и, в то же время, увлекательный способ, требующий внимательности. Чтобы нарисовать что-то таким методом, воспитатели заранее делают разные трафареты, которые малыши раскладывают на бумаге в том порядке, что предусмотрен тематикой создаваемой картинки. На трафаретах изображается все что угодно, от цветов и деревьев, до птиц или животных, как домашних, так и диких.
Дальше потребуется набрать краску на щетину самой обычной зубной щетки (старую щетку можно найти в каждом доме). Берется линейка и проводится по щетине (к себе). Брызги краски обязательно должны полностью заполнить все свободное пространство листа. Рисунок оставляется пока не подсохнет на нем краска. Затем трафареты нужно убрать. В принципе картинка уже считается готовой, но, по желанию, дети смогут дорисовать на ней еще какие-то элементы, тем самым усовершенствовав свой рисунок.
Коллаж
Коллаж – это применение сразу нескольких техник нетрадиционного рисования в одном рисунке, например, солнышко рисуется пальчиками, деревья методом оттиска, зайчик – тычком жесткой кисточки, озеро – в технике пластилинографии и так далее. Процесс очень интересный и занимательный, позволяющий ребенку не только фантазировать, но и закреплять полученные ранее знания и навыки.
Каждый способ рисования хорош по-своему. Он дает возможность практически всем детям развить свои творческие способности.
Тарасенко Снежана Анатольевна
30.06.2015
Елена
светлана